23.03.2016

Листая календарь истории…

В памяти жителей Березово сохранился образ замечательного человека, неутомимого труженика, внимательного и отзывчивого врача И.Ф. Гладкого. Врач-инфекционист-эпидемиолог,  в1935 году защитивший в Ленинграде диссертацию и имевший степень кандидата медицинских наук, прибыл в ссылку в Березово. Пришлось работать хирургом, акушер -гинекологом, кожвенерологом, терапевтом, окулистом, патологоанатомом. Его часто можно было видеть с топором в руках на заготовке дров или с косой на плече на заготовке кормов для подсобного хозяйства больницы. С 1941 по 1944 гг. работал главным врачом больницы. В тяжелые годы войны находил время для продолжительной научной работы.

Иван Федорович Гладкий – всем, от мала до велика было известно в п. березово это имя. Врач, который приходил, по первому зову, к старушке,  к ребенку, в инвалиду в любое время суток, будь то глубокая ночь или поздний зимний рассвет. Приходил, чтобы незамедлительно оказать помощь, успокоить, вселить надежду.

В военные годы, когда в больнице по штату не было специалистов –хирургов, отоларингологов и др. врачей, одному приходилось брать на себя ответственность: оперировать, спасать детей от скарлатины, дифтерита, воспаления лёгких. Рассказывали, что и трудные роды принимал, и младенцев выхаживал.

Из воспоминаний Н.Я. Гребенщиковой, помощника Госсанинспектора райздравотдела в 1944 г.: «Шел 1944 год, последний год войны. Медицинские работники Березовского района прилагали все усилия, чтобы избежать распространения инфекционных заболеваний, поддерживать здоровье людей. Сейчас приходится только поражаться, как почти без лекарств, при минимальном количестве медицинских кадров удалось избежать страшного для военных лет, явления, эпидемии. В этом большая заслуга и напряженный труд главного врача районной больницы Ивана Федоровича Гладкого.

Конечно, трудности военного лихолетья делали свое дело: то тут, то там вспыхивали очаги сыпного тифа. В борьбе с ним в нашем распоряжении было немногое. Это прожарочные камеры и строжайший карантин. Не было не единого случая со смертельным исходом, к тяжело больным спешил на помощь доктор Гладкий.

И вдруг, как гром среди ясного неба, по селу пронеслась весть, хуже которой, казалось, быть не могло, сыпным тифом заболел сам Иван Федорович, он в тяжелом состоянии. Болезнь протекала действительно очень тяжело. Анастасия Федоровна (его жена) не отходила  от его постели. Приходя в сознание, он подсказывал, где и что можно прочитать о его болезни.

В сентябре Ивана Федоровича не стало. В это сразу не поверилось. Это было такой утратой, таким всенародным горем, которым словами выразить было нельзя».

Гладкий И.Ф. никогда не показывал своих страданий, он любил людей. Он дорожил своей семьёй, местные жители его часто видели на прогулке со своими дочками: Леной, Кирой, Надей. Единственный сын Володя погиб на фронте.

В 1944 году врач. Гладкий хлопотал о лекарствах перед Омском, в ту пору, областным центром, в сентябре 44-го доктор, получив лекарства возвращался пароходом в Березово, рядом шла баржа, на которой ехали ссыльные калмыцкие семьи и другие переселенцы. В пути, который длился более недели, на пароходе и барже вспыхнули тиф. Иван Федорович, как врач, знал масштабы этой эпидемии и сразу включился в борьбу с ней. Как говорили позднее больные, доктор был рядом с ними день и ночь, он делал инъекции, давал таблетки, измерял температуру, отделял детей от взрослых больных, требовал для детей и больных на стоянках молока, картошки, хлеба. И выходил всех6никто не умер. Сам же, вернувшись в Березово больным, изнуренным, умер на руках у  своих близких. Горю селян не было предела. Его оплакивали все – взрослые, дети, старики.

Доктор покоится на тихом Березовском кладбище. Зимние метели, влажные весенние и северные ветра, летние дожди как бы поют ему песню благодарных людей. Неведома Ивану Федоровичу, какой интересной жизнью стала жизнь его дочерей. Кира – учительница на Урале, пошла по стопам мамы. Лена, теперь Елена Ивановна Бородихина, кандидат философских наук, доцент Московского политехнического института. Это милые, славные люди, любящие  свою Родину, родной северный край, такие же самоотверженные, принципиальные, как отец и мать. Зять Ивана Федоровича – Евгений Бородихин, кандидат технических наук, профессиональный военный. Внук Ивана Федоровича – Ваня хочет быть инженером. Ваня заканчивает школу, комсомолец, очень гордится дедом, хотя и не знал его, но родители много о нем рассказывали.

Почему в связи с именем И.Ф. Гладкого мы говорим о дедах, внуках? Прежде всего потому, что видим в этом преемственную связь поколений, продолжающих дел отцов и детей. Мы уверены в том, что новые поколения молодежи многое сделают для своей Родины, для людей, для их счастья, здоровья и процветания.

 Статья И.Ф. Гладкого «Об овощах» (советы врача), напечатанная в районное газете «За большевистские колхозы (№ 48 от 16.05.1939г.)»:

«Наступает время, когда каждый гражданин должен подумать о заг8отовке овощей на будущий год. Насколько нам известно, завоз овощей из других районов в 1939 г. будет прекращен, или во всяком случае, резко ограничен. Причина прекращения вывоза заключается в том, что овощи могут быть выращены на месте, как в самом Березово, так и в районе. Колхозники, рабочие и служащие могут своими  силами обеспечить выращивание овощей и этим самым обеспечить себя этими продуктами».

Настоящей статьей мы ставим своей задачей, хотя бы в самых коротких сведениях, ознакомить население с большой питательной ценностью овощей.

Овощи содержат в себе белки, жиры, углеводы, т.е. все необходимое для питания человека. Некоторые из овощей (лук, чеснок и др.) являются и приправами к пище, улучшают её вкус и повышают усвояемость. Чрезвычайно важным является высокое содержание в овощах «витаминов». Это обстоятельство придает питанию овощами исключительное значение. Овощи должны быть составной частью нашей пищи в течение всего года. Особенно полезны овощи для питания растущего детского организма. Дети, не получающие в детстве овощей, растут вялыми и чащей подвергаются различным заболеваниям. Необходимо, чтобы ребенок каждый день получал овощи, особенно ценные они в сыром виде. Морковный сок можно давать детям уже с 4-х месячного возраста.

Весьма велико значение овощей в лечебном питании. Оно рекомендуются и дают хорошие результаты у больных пороками сердца, при болезнях печени и почек, при заболевании желудка и поджелудочной железы, при запорах, при ожирении и других болезнях. Постоянное укрепление овощей в пище улучшает качество питания, улучшает состояние здоровья населения.  Отсюда ясно, что каждый гражданин должен заботится о выращивании овощей.

Картофель, свекла, репа, морковь, капуста, лук, редька, чеснок, редиска, хрен, салат, огурца – могут быть выращены в Березово и в районе.

Итак, за овощи! За улучшенное питание! За улучшение здоровья! Обеспечить личное участие всего населения в весенней посевной компании и в посадке овощей»!

 

Из дневника врача Ивана Федоровича Гладких:

Случилась жизненная катастрофа. Жизнь, которая, казалось, шла ровно и спокойно, уверенно и целеустремленно, вдруг резко повернулась в сторону. Как ни странно, как ни чудовищно, но факт остается фактом – я с семьёй еду в ссылку, а далекий Берёзов на крайнем Севере Обской области.

Случилось это вот каким образом, 22.04.1937 г., меня исключили из партии, как бывшего троцкиста. Хотя в жизни троцкистом я никогда не был, но формальный предлог для обвинения нашелся. И вот какой – в 1923 г. в Сольвычегодске на одном из партийных собраний я выступил с такой речью: «Генеральную линию партии мы должны признать правильной и резолюцию современной, но я боюсь, что на пратсобрании мы только поговорим, а в жизни свои решения проводить будем плохо. В письме Троцкого я не вижу какой-либо платформы, ошибки, им указываемые могут иметь место…». Эта речь и привела к катастрофе.

16 июня мне предложено было выехать  из Ленинграда, спешно ликвидировать и дела, и квартиру со всем её барахлом, пришлось бросить библиотеку. Правда, специальную литературу я взял с собой. Что представляет из себя Березово? Знаю, что это место ссылки ещё с начала 18 века. Таким оно, видно, осталось и теперь.

Условия переезда были жуткими. Из Ленинграда пришлось выехать в общем, битком набитом. Вагоне. Жара, духота, пыль, грязь. Окна вагона открыть нельзя – засыплет пылью (трудность ситуации усугублялась ещё тем, что младшей дочери было только 5 месяцев). В Омск приехали на пятые сутки и снова очереди в НКВД, а до этого-поиск жилья. 27 июля на пароходе выезжаем в Березово. Народу невероятно много, теснота, арестованных везут лучше – им не надо беспокоиться о хлебе и билетах.

15 августа 1937г. С 4 августа работаю врачом Березовской больницы терапевтом. Фактически приходится быть и глазником, и специалистом по ушным болезням, кожником и гинекологом, обязательно – хирургом. И это мне – эпидемиологу чистой марки и частично инфекционисту. Однако чувствую себя вполне уверенно. Обратил внимание на распространенное заболевание, нехарактерное для большого города, а для местных жителей, питающихся зачастую сырой рыбой. Консультируюсь с ленинградским специалистами, прошу прислать специальные карты для обследования местного населения. На одном из производственных собраний высказался резко против местных порядков: «Больных кормим плохо, больница в клопах, часто вши, белья мало».

12 февраля 1938 г. Сегодня выехал в командировку в Шайтанский детский городок и в Анеевский национальный Совет. Нахожусь сейчас в Шайтановском детском городке. Направление для ликвидации скарлатины и для инструктажа фельдшером. Осмотрел 12 дошкольников из 4-го общежития. Из них оказалось больных трахомой -7, рахитом -3, теотермитом -1, порок сердца – 1. Есть и другие заболевания. Детишки не знают своих лет. Вечером собрал воспитателей и педагогов, где сделал доклад о результатах мед.осмотра и критиковал постановку воспитательной работы, так кА по моему глубокому убеждению, она является причиной повышенной заболеваемости – трахомой и кожными заболеваниями. В школе холодно, ребята в малицах, а местные власти равнодушны. Например, у рыбацкой артели – 62 тысячи свободных денег, почему бы их не использовать? Систематически необходимо осматривать детей в яслях, где так же обнаружены трахома и туберкулез.

Узнал интересные бытовые привычки местного населения, ставшие предрассудками, например, женщина не может стоять на сцене, переходить через платок или веревку; замужняя женщина не может показывать лицо старшим; во время месячных женщина считается «нечистой» и уходит жить в манакол (маленький домик), доступ к ней воспрещен.Спят манси  в» ягушках» (своего рода -малицах) и в кисах, под себя ничего не подстилают. Среди манси и попадаются и глубокие старики, которым далеко за 100. Оказывается, в таких условиях жить можно, если привыкнуть.

1 августа 1939 г.  Завтра наш двухлетний юбилей – 2 года жизни в Березове. Живем все еще без паспортов и реабилитации. Без реабилитации формальной. Фактически я давно уже реабилитировался своей работой. Оказана помощь не одной тысячи людей, которые живут на белом свете благодаря моим усилиям, заботам и волнениям. Морально я удовлетворен, но юридически я ещё бесправный гражданин. Многое пережито за последние два года. Пережито резкое недоверие, безработица, тяжелейшие бытовые условия, открытое шельмования, шушуканье за каждым углом. Теперь этого уже нет. За два последних года я. Пожалуй, нашел себя. До Березово я был, чистой марки, профилактиком с административным уклоном. Теперь я переключился на больного и нахожу для себя значительно больше удовлетворение на работе. Я отдыхаю на работе и работаю с увлеченьем. У меня не хватает времени. Выходные дни для других, 6-ти часовой день только юридически, фактически для врача он 10-12, а иногда и 15 часов.

Подготовила

специалист по охране труда Татьяна Полуянова

(по материалам, предоставленных с фонда

МКУ «Березовский районный краеведческий музей»)

 

 

 

На  фото:   

 

При самой скромной техники того времени выполнялись сложные операции.

 

На заднем плане доктор Ф.И. Гладкий.    Фото примерно 1937 года.


Категория: Здравоохранение

Возврат к списку