Юридическо-правовое управление является органом администрации Березовского района, осуществляющим функции по правовому обеспечению деятельности главы администрации Березовского района, администрации Березовского района.
Организация деятельности Управления определена статьей 3 «Положения о юридическо-правовом управлении администрации Березовского района» согласно которого Управление осуществляет следующие полномочия :
1) проводит правовую экспертизу, редактирование и визирование проектов муниципальных правовых актов администрации Березовского района;
2) по поручению главы администрации производит в установленном порядке подготовку проектов муниципальных правовых актов администрации Березовского района;
3) проверяет на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Ханты – Мансийского автономного округа – Югры представленные на правовую экспертизу проекты муниципальных правовых актов администрации Березовского района, муниципальные контракты, договоры, соглашения, ответы на обращения граждан и по указанию главы администрации района другие документы правового характера, осуществляет их визирование;
4) проводит анализ коррупциогенности муниципальных правовых актов администрации Березовского района или их проектов, поступивших в Управление для проведения правовой экспертизы;
5) при проведении правовой экспертизы и визировании проектов муниципальных правовых актов администрации Березовского района определяет, подлежит ли муниципальный правовой акт включению в регистр муниципальных правовых актов Ханты - Мансийского автономного округа – Югры;
6) дает заключения на проекты муниципальных правовых актов администрации Березовского района на предмет соответствия их действующему законодательству Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и правилам юридической техники;
7) дает заключения правового характера на проекты муниципальных контрактов, гражданско-правовых и иных договоров и соглашений, при необходимости принимает участие в переговорах, совещаниях для дачи заключения правового характера;
8) вносит в установленном порядке предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу муниципальных правовых актов администрации Березовского района, иных документов правового характера; подготавливает предложения об изменении, приостановлении или отмене муниципальных правовых актов администрации Березовского района в случаях, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по судебным актам, актам прокурорского реагирования, экспертным заключениям Управления государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
9) участвует по поручению главы администрации района в подготовке проектов запросов, ходатайств, отзывов и иных документов в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
10) по указанию главы администрации района осуществляет претензионно - исковую работу по конкретным муниципальным контрактам, договорам и обязательствам, участвует в рассмотрении вопросов дебиторской и кредиторской задолженности администрации Березовского района;
11) дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности администрации Березовского района, в том числе в формах бесед, лекций, семинаров, сообщений, справок;
12) оказывает юридическую, методическую и консультационно-правовую помощь органам администрации Березовского района;
13) по поручению главы администрации района представляет в установленном порядке интересы администрации Березовского района в правоохранительных, судебных, контрольных, надзорных и иных органах;
14) по поручению главы администрации района готовит проекты актов по вопросам толкования муниципальных правовых актов администрации Березовского района;
15) ведет делопроизводство в пределах компетенции Управления, в том числе – переписку с судебными органами, органами прокуратуры, юстиции, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами;
16) по указанию главы администрации района участвует в работе комиссий, коллегий, рабочих групп, иных совещательных органов, создаваемых в администрации Березовского района, в пределах установленной сферы деятельности;
17) по указанию главы администрации района в установленном порядке рассматривает обращения граждан и дает на них ответы;
18) проводит работу по организации и осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений в рамках районной программы;
19) проводит работу по осуществлению мер по противодействию коррупции, отнесенных к компетенции Управления;
20) осуществляет иную деятельность и юридическо-правовую работу в интересах администрации Березовского района на основании распоряжений, поручений, соглашений или доверенности.
В 2011году Управлением охвачены следующие направления:
I.Претензионно-исковая работа по возврату задолженности, возникшей перед бюджетом района.
Претензионная работа заключается в сборе и анализе документов, являющихся основанием для взыскания задолженности, подготовке претензионных писем и направлении их должникам с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В случае не рассмотрения должником претензии, либо отказе от оплаты задолженности направляются исковые заявления в соответствующий суд.
Претензионно-исковая работа проводится сотрудниками юридическо-правового управления от имени главы администрации Березовского района и других структурных подразделений администрации Березовского района.
За 2011 год проведена претензионно-исковая работа в отношении следующих должников :
- ОАО «Компания ЮГ» в размере 5703,0 тысяч рублей
- ОАО «Отель Град “Березов”» в размере 1056,0 тысяч рублей
- ОАО «ЮТЭК» в размере 2159,0 тысяч рублей
- ОАО «Сибирская рыба » в размере 775,6 тысяч рублей
За аренду земельных участков взыскано просроченных платежей – 1534,9 тысяч рублей.
По просроченным платежам по беспроцентным ссудам и рассроченным платежам взыскано – 1123, 2 тысяч рублей.
По результатам проведенной работы в данном направлении в бюджет Березовского района поступило 12870,17 (Двенадцать миллионов восемьсот семьдесят тысяч семнадцать) рублей.
Юридическо-правовым управлением за 2011год подготовлено исковых заявлений, отзывов, возражений, а также представлены в установленном порядке интересы администрации Березовского района в правоохранительных, судебных, контрольных, надзорных и иных органах в количестве 112 дел. Осуществлено ведение 102 дел в судах общей юрисдикции из них:
- по искам прокурора Березовского района рассмотрено 43 дела, в основном исковые требования прокурора направлены на защиту законных интересов неопределенного круга лиц:
* 10 дел «О присуждении обязанности муниципальных образовательных учреждений Березовского района обеспечить создание необходимой учебно-материальной базы и оснащение образовательного процесса в сфере обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, путем оборудования учебных заведений стрелковыми тирами или местом для стрельбы ( электронный стрелковый тренажер) и выполнения на территории учреждения элементов полосы препятствий. » ;
* 6 дел «О присуждении к исполнению обязанности по пожарной безопасности четырех лечебно профилактических учреждений района, одного спортивно-оздоровительного МУ ЦСП “Виктория” и образовательного учреждения –пришкольный интернат в пгт. Игрим »;
* 1 дело «О недопущении несанкционированного доступа в неэксплуатируемое здание детского сада “Аленка”, его списанию и сносу » ;1 дело «о присуждению к исполнению обязанности по очистке участка пер. Сосунова-ул.Ленина » ( в иске отказано), 1 дело « О понуждении к совершению действий по организации на территории Березовского района дошкольных образовательных учреждений » ( в иске отказано);
* 17 дел «О присуждении к исполнению обязанностей по очистке участков в 7 населенных пунктах района (несанкционированные свалки)»;
5 дел по иску прокурора Березовского района в интересах граждан:
*«О признании недействительными договоров найма жилого помещения, применений последствий ничтожности сделки»
* «О внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма» в количестве 4 дел.
- по искам граждан:
* Об установлении факта имеющего юридическое значение (о признании членами семьи) – 30 дел;
* О решении жилищных споров, включая предоставление внеочередного жилого помещения, выселении из жилых помещений, о применении последствий ничтожности договора приватизации квартиры», «Об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения и выселения из помещения муниципального жилищного фонда », «Об установлении факта владения, пользования жилым домом и земельным участком», «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма равноценного занимаемому жилью, подлежащему сносу » - 16 дел;
* Трудовые споры - 9 «О снятии дисциплинарного взыскания», «Об установлении факта получения дополнительной пенсии», «О признании незаконными увольнения, применение налоговых вычетов по НДФЛ, удержаний из заработной платы» ( работник Редакции газеты «Жизнь Югры», иск удовлетворен), «О признании недействительным НПА администрации Березовского района по оплате труда медицинских работников МУЗ Березовская ЦРБ при переходе на новую систему оплаты труда»
* Семейные споры -1 «О взыскании вознаграждения по договору о передаче детей на воспитание в приемную семью, процентов за пользование чужими денежными средствами и морального вреда»
Подготовка исковых заявлений, отзывов, возражений и участие в заседаниях Арбитражного суда в количестве 16 дел, из них:
II. Анализ, визирование и регистрация договоров, соглашений, контрактов заключенных с администрацией Березовского района.
По данному разделу работы проведен анализ, визирование, регистрация договоров, соглашений, контрактов в количестве 263 штук, на 12 договоров составлены протокола разногласий.
Ш. Ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ в целях обеспечения полного учета муниципальных нормативных правовых актов, соответствие их федеральному и региональному законодательству, что должно способствовать обеспечению единства правовой системы РФ, а также свободному доступу граждан, органов государственной власти и организаций к муниципальному регистру регламентирует организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ.
Так, установлено, что включению в указанный регистр подлежат муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан). Осуществление организации и ведения указанного регистра возложено на юридическо-правовое управление администрации района.
Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
За отчетный период в адрес Управления государственной регистрации НПА Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югра направлено 239 муниципальных нормативных правовых актов из них: Постановлений администрации Березовского района -169;
Решений Думы Березовского района – 69. По информации Управления государственной регистрации НПА Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югра за 2011год в адрес администрации Березовского района поступило одно экспертное заключение о несоответствии федеральному законодательству и Уставу Березовского района ( указано неверно вступление в силу).
IV. Работа по осуществлению мер по противодействию коррупции, отнесенных к компетенции Управления
Одним из факторов, способствующих наличию массовых коррупционных проявлений, является некачественность законодательства, в том числе коррупциогенность нормативных правовых актов.
Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупционных норм, обеспечение режима законности являются важными задачами всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Крайне важно осуществлять раннее выявление коррупциогенных факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения – должностных лиц, муниципальных служащих, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.
В целях совершенствования нормативных правовых актов Березовского района, издано постановление администрации Березовского района от 15.01.2010 № 19«О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в администрации Березовского района» согласно которого актикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов НПА) проводят должностные лица юридическо-правового управления администрации Березовского района.
За отчетный период 2011года юридическо-правовым управлением всего проведено экспертизы на 177 проектов НПА, сделано заключений на соответствие законодательству, выявление коррупциогенных факторов и нарушений юридической техники: на проекты решений Думы Березовского района -96; на проекты постановлений администрации Березовского района-81.
По информации прокуратуры Березовского района за 2011год выявлено коррупциогенных факторов на проекты НПА в количестве 7 штук.
За период 2011года проведено 4 заседания Совета при главе района по противодействию коррупции, на которых было рассмотрено 19 вопросов.
V. Организация и осуществление мероприятий по профилактике правонарушений в рамках районной программы
Анализ оперативной обстановки в целом по району остается на среднем уровне и профилактика правонарушений является важным фактором предупреждения преступности.
С целью оказания содействия в трудоустройстве на 2011 год лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к условной мере исполнения наказания принято постановление № 1290 от 14.09.2011 года, в котором установлен перечень предприятий муниципальной формы собственности, в которых предусматривается резервирование рабочих мест для приема на работу лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к условной мере исполнения наказания.
Между тем за 2011 год снижение совершенных преступлений составило 13,4%, тяжких и особо тяжких на 10,5%. Произошло снижение преступлений предусмотренных ст. 150 УК РФ (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) с 1 преступления в прошлом году на 0 в 2011 году. На прежнем уровне остаются преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков и наркотических средств 5 в 2011 году (АППГ-5).
С этой целью в общеобразовательных школах района установлено видео наблюдение. В дальнейшем планируется (по анализу ОМВД по району наиболее криминогенных общественных мест) приобрести и установить видео наблюдение в данных местах. С 01 сентября 2011 года в районе начал функционировать кадетский класс в Игримской средней общеобразовательной школе № 2 и в дальнейшем данное направление планируется развиваться в населенных пунктах Березовского района.
Постановлением администрации Березовского района от 03.08.2011года создано 8 родительских патрулей на территории района, в которых на постоянной основе состоит 90 человек. Совместно с сотрудниками полиции и при их участии составлен 101 административный протокол.
Созданы советы профилактики правонарушений (постановление администрации района от 03.08.2011 № 1107) и утверждены соответствующие положения.
Обеспечены средствами антитеррористической защищенностью избирательные участки в Березовском районе.
В июне 2011года сформировано 11 трудовых отрядов в 10 населенных пунктах района и было трудоустроено 138 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В августе 2011года сформировано 5 трудовых отрядов в 5 населенных пунктах, трудоустроено 60 подростков.
В настоящее время разработана и находится на согласовании Программа Безопасности дорожного движения в Березовском районе.
Во исполнение распоряжения администрации Березовского района от 20.04.2011года № 207-р «Об утверждении Регламента по заключению муниципальных контрактов администрации Березовского района на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и контроле над их исполнением » юридическо-правовым управлением размещено на Федеральном сайте госзакупок сведения по 40 муниципальным контрактам.
В 2011 году юридическо-правовым управлением проведены консультации по правовым вопросам возникшим при переходе на новую систему оплаты труда, с выездом должностных лиц ЮПУ в коллективы педагогических и медицинских работников села Саранпауль, в д.Устрем по вопросу оформления документов на жилые помещения. Также оказана практическая юридическая помощь Комитету по молодежной политике, туризму и спорту администрации Березовского района при проведении проверок подведомственных ему учреждений.
Всего за 2011 год юридическо-правовым управлением администрации Березовского района выдано справок, заключений, письменных разъяснений действующего законодательства, ответов на обращения граждан и юридических лиц, включая органы самоуправления поселений в количестве 862.
Юридическо-правовым управлением ведется еженедельная работа по составлению отчетов судебным приставам – исполнителям в порядке возбужденных исполнительных производств по неисполненным решениям суда.
По представлениям прокуратуры Березовского района «Об устранении нарушений федерального законодательства» юридическо-правовым управлением администрации Березовского района осуществляется исполнение указанных требований в представлении и контроль за сроками их исполнений.